Рекомендации операторам при срывах сопровождения радиозонда

 

Рекомендации надо рассматривать как приложение к Инструкции оператора Аэрологического процессора «Эол» комплекса АВК – Аэрологический процессор плюс СВЧ- модуль.

Старт и начальный этап полета радиозонда в системах зондирования, использующих наземную аппаратуру типа АВК, МАРЛ, является самым сложным из всего цикла мероприятий по высотному аэрологическому зондированию атмосферы. Уверенные и правильные действия оператора при старте существенно улучшают качественные показатели зондирования и позволяют получать выходные данные, не требующие исправления, так как программа  Аэрологический процессор при отсутствии срывов в сопровождении или при незначительных срывах автоматически подготавливает полный пакет выходной информации соответствующий всем международным требованиям.

1. Действия оператора перед стартом.

После завершения этапа, связанного с вводом данных и проверкой радиозонда, Аэрологический процессор устанавливается  в режиме Подготовка с зафиксированными результатами проверки, и радиозонд к этому моменту должен быть  на месте старта. За одну минуту до наступления срока выпуска переведите станцию в режим автоматического сопровождения в следующей последовательности: включите ГОН; выдержите паузу три секунды; включите автомат управления антенной; по положению отметки зонда в перекрестии убедитесь в захвате антенной зонда; включите высокое передатчика; по индикатору дальности убедитесь, что есть зондирующий импульс и наблюдается ответная пауза; включите автомат дальности; посмотрите какая установилась дальность (дальность должна установится равная расстоянию до места выпуска ± 50 метров), если дальность убегает - не включайте автомат, а включите его в полете на 10-15 секунде полета. Затем нажмите кнопку Полет и после наступления срока  подайте команду  на старт.        

2. Действия оператора при срывах автосопровождения.

Все возможные срывы сопровождения можно отнести к двум случаям. Первый случай связан с переходом зонда в полете через зенит или при пролёте зонда вблизи антенны в направлении на антенну.  Второй случай возникает при подъеме зонда вертикально вверх при полном отсутствии ветра.   

   Оператор должен уметь предвидеть возможный срыв в сопровождении. Возможность срыва определяется по направлению текущего ветра и по результатам предыдущего выпуска, когда условия двух  выпусков кажутся схожими, и в предыдущем выпуске был срыв.

Первый случай

Если оператор решает, что возможен срыв, он должен определить направление, в котором зонд будет удаляться после перелета через антенну или при пролете вблизи нее. Направление удаления допускается  определить и как сектор с достаточно большим углом (например, 90 градусов) когда нет указаний на более точное направление. Еще до выпуска оператор обязан предполагаемое направление удаления глазом отметить на круговой азимутальной шкале и запомнить его. После старта зонда в течение первых секунд полета оператор должен с особым вниманием следить за траекторией полета и при первом же указании на срыв в сопровождении, не дожидаясь когда произойдет срыв, и антенна начнет усиленно перемещаться в отсутствии сигнала зонда, перейти на ручное управление антенной и выключить автомат дальности. Под слежением за траекторией полета следует понимать одновременное  наблюдение за шкалами азимута и угла места и за показанием уровня АРУ. Обычно, срыв автосопровождения характеризуется присутствием следующих факторов: подъем антенны до упора вверх и резкое опускание вниз; быстрый  поворот антенны по азимуту более чем на пол-оборота; резкое уменьшение (с падением до нуля)  уровня АРУ после указанных перемещений антенны.

Если срыв произошел, то первое действие оператора – восстановить прием сигнала зонда, чтобы не допустить длительного (более 20 секунд) пропадания метеосигнала. Для этого оператор должен перейти в ручной режим управления, повернуть антенну по азимуту в намеченное ранее направление удаления зонда, установить вертикальный угол приблизительно 45 градусов (6-8 д.у.), включить  накачку (тумблер НАКАЧКА поставить в положение ВКЛ) и убедиться в приеме метеосигнала. Далее осуществляется поиск направления на радиозонд, посредством небольших перемещений антенны с одновременным наблюдением за уровнем АРУ. Перемещения колебательного типа необходимо производить раздельно по азимуту и углу места, всякий раз отмечая при каком положении антенны происходит увеличение уровня АРУ. Таким образом, за несколько колебаний антенны по азимуту и углу  ”нащупывается” направление на зонд, которому соответствует наибольший уровень АРУ. Запишите или запомните полученные координаты с тем, чтобы быстро вернутся к этому положению в случае повторения срыва.   Затем выключите НАКАЧКУ (если дальность менее 3000 метров), убедитесь, что сигнал принимается, и повторите поиск для определения более точного направления на зонд. Окончательно направление определяется по отклонению отметки зонда в перекрестии по принципу: поворот антенны вправо – отклонение метки вправо; поворот влево – отклонение влево; подъем антенны вверх – оклонение метки вверх и, аналогично, при опускании антенны – метка отклоняется  вниз. Если такой порядок выполняется, переключите управление антенной в АВТОМАТ и после захвата восстановите автосопровождение по дальности (на протяжении всего времени поиска зонда и восстановления автосопровождения оператор должен периодически вручную кратковременным нажатием увеличивать дальность, имитируя полет по дальности).

Второй случай

Второй случай срывов при вертикальном подъеме зонда над антенной проще для оператора, но предвидеть его заранее сложнее. Обычно, в этом случае антенна поднимается за зондом до наибольшего угла и в таком положении совершает вращение. Чаще всего, сразу срыва сопровождения не происходит, но он происходит позже, когда зонд начинает отклоняться от вертикали. Чтобы предупредить срыв, оператору необходимо дождаться, когда после пуска зонда антенна поднимется и совершит несколько оборотов, а затем перейти на ручное сопровождение. В это время сигнал должен устойчиво приниматься и должно быть автосопровождение по дальности. Антенну необходимо удерживать в вертикальном положении до тех пор, пока не появятся замирания сигнала и не уменьшится уровень АРУ, что свидетельствует о начавшемся отклонении зонда. Надо помнить, что перпендикулярно вниз радиозонд излучает минимум энергии и при вертикальном подъеме над антенной принимаемый сигнал зонда всегда будет слабее по сравнению с другими траекториями полета зонда.     Далее, немного (на 1-2 д.у.) надо  опустить антенну,  прокрутить один – два оборота и постараться определить  в какой квадрант (сектор 90 град.) началось отклонение. В этом действии не допускайте полного исчезновения сигнала. Когда квадрант определен, установите в нем антенну, и используя рекомендации из предыдущего абзаца, определите более точное направления на зонд и восстановите автосопровождение по углам.

Особый случай, и как постоянный усложняющий пуск  фактор, имеет место, когда антенна не может сопровождать зонд с земли из-за большой приподнятости антенны над землей или при наличии нерадиопрозрачного препятствия между антенной и местом выпуска. При таких условиях выпуска возможна упредительная установка антенны, то есть наведение антенны в точку небосвода, через которую наиболее вероятен пролет радиозонда. Точка небосвода должна быть выбрана  такой, чтобы антенна смотрела вслед удаляющемуся зонду. Это позволяет создать самые облегченные  условия для автозахвата по углам.

Примечание.  Уровень АРУ контролируется по стрелочному индикатору на блоке 63 в положении переключателя РЕЖИМ – АРУ Основной. Большему сигналу радиозонда  соответствует и большее отклонение стрелки индикатора.

Не подменяйте наблюдение уровня АРУ наблюдением сигнала зонда на индикаторе дальности, так как при большом сигнале зонда индикатор входит в насыщение и амплитуда отображаемого сигнала перестает расти, а при слабом сигнале зонда – отображение теряется в шумах.